СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ИХ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Полный текст:


Аннотация

В статье поднят вопрос о наличии возможной специфики в функционировании познавательных структур у студентов, ориентированных на освоение технических и гуманитарных специальностей. Подчеркивается особая роль психолого-педагогических дисциплин в решении задач интеллектуального воспитания учащихся. Тема поднята в разрезе теории личных конструктов (The psychology of personal constructs) Дж. Келли. Исследовательский материал получен с применением наиболее распространенного варианта техники репертуарных решеток Дж. Келли, где в качестве области элементов выступает ролевой список, а способом дифференциации элементов – вызывание личностных конструктов (personality constructs) методом триад. Проведен факторный анализ  данных, полученных на двух выборках студентов: гуманитарного и технического профиля обучения. Выявлены отличительные особенности как степени дифференцированности конструктов, так и меры их связанности. В работе подчеркивается необходимость учета в педагогической практике сложившегося у учащихся под воздействием прошлого опыта характера избирательного восприятия и усвоения учебного материала.


Об авторах

Н. Н. Нестерович
Новосибирский гуманитарный институт, Новосибирск, Российская Федерация
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Новосибирский гуманитарный институт (630099, г. Новосибирск, ул. Советская 23



Б. В. Федотов
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ, Новосибирск, Российская Федерация
Россия

кандидат исторических наук, доцент, кафедра технологий обучения, педагогики и психологии, Инженерный институт, ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ (630039, г. Новосибирск, ул. Никитина 147



Список литературы

1. Сергеев С. Ф. Инструменты обучающей среды: стили обучения // Школьные технологии. 2010. № 5. С. 19–27.

2. Меськов В. С., Мамченко А. А. Образование для обществ знания: когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов // Ценности и смыслы. 2010. № 4. С. 46–62.

3. Ситникова М. А. Динамика развития образа мира современных студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 25. № 6 (203). С. 193–203.

4. Филатова Г. Е. Формирование смысложизненных ориентаций студентов в преподавании психологии и педагогики в техническом вузе // Труды РГУПС. 2014. № 1. С. 164–170.

5. Каменских Д. В. Дихотомия «интегральность – дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1–2. С. 200–203.

6. Келли Дж. А. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

7. Левицкая И. А. Теория личностных конструктов Дж. Келли: на пути к когнитивной философии образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». 2013. №2 (30). С. 114–119.

8. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1998.

9. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005.

10. Тарахурина М. И., Ионцева М. В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли // Социология: 4М. 1997. № 8. С. 114–138.

11. Холодная М. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.

12. Gregors A. R. Style delineator. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Нестерович Н.Н., Федотов Б.В. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ИХ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(3):469-473.

For citation: Nesterovich N.N., Fedotov B.V. STYLISTIC PECULIARITIES OF INTELLECTUAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITIES AND TECHNICAL MAJORS AND THEIR INCORPORATION INTO PEDAGOGICAL PRACTICE. Professional education in the modern world. 2016;6(3):469-473. (In Russ.)

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)