ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: УСПЕШНОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматривается интеграция компетентностного и деятельностного подходов. Компетентностный подход акцентирует внимание не на сумме усвоенной обучаемыми информации, а на способности выпускника учебного заведения адаптироваться и самостоятельно действовать в различных (жизненных, проблемных, профессиональных и др.) ситуациях, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Таким образом, компетентностный подход усиливает практическую, т. е. деятельностную составляющую обучения, что обеспечивает возможность непрерывного обучения и самообразования. Т. е. компетентностный подход не только не противоречит деятельностному, но и сочетается с ним. В статье обсуждаются теоретические вопросы основных аспектов применения концепции П. Я. Гальперина и И. А. Зимней. Описывается опыт построения учебной дисциплины на основе теории поэтапного формирования умственных действий с учетом формирования компетенций, предложенных И. А. Зимней. Построенный авторами курс «Психология» способствует овладеть навыками конструктивного общения в профессиональной деятельности, навыками личностного и профессионального самосовершенствования, а также успешной самореализации в социуме, т.е. созданию студентами индивидуальных схем ориентировки для решения вопросов собственного психологического благополучия. В статье раскрывается авторское видение формирования информационной, коммуникативной и личностной компетенций обучения с точки зрения интеграции деятельностного и компетентностного подходов. Данные компетенции являются ориентиром для студентов и помогают им включиться в процесс выполнения учебно-исследовательской деятельности. Обучение становится результативным, т.к. студент проявляет субъектное отношение к учебе, осознанно демонстрируя границы своей компетенции, он сам ставит цели и постоянно видит результаты своей работы.


Об авторах

Я. В. Крючева
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень, Российская Федерация
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Тюменский государственный нефтегазовый университет (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Н. П. Гаврилюк
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень, Российская Федерация
Россия

кандидат психологических наук, доцент, кафедра гуманитарных наук, Тюменский государственный нефтегазовый университет (625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Список литературы

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов для обновления образования. М.: Мир книги, 2001.

2. Епишева О. Б. Формирование профессиональной компетентности выпускника и преподавателя профессионального учебного заведения: вопросы теории и практики. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: МГУ. 1990.

4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 17–22.

5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013.

6. Афанасьева Т. П., Караваева Е.В., Канукоева А. Ш., Лазарев В. С., Немова Т. В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М.: МГУ, 2007.

7. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012.

11. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. СПб.: Лениздат, 2014.

12. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 3–13.

13. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: КДУ, 2011.

14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

15. Талызина Н. Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. № 4. С. 157–162.

16. Компетентностный подход в образовании: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2016.

17. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: КДУ, 2007.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Крючева Я.В., Гаврилюк Н.П. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: УСПЕШНОСТЬ В ИНТЕГРАЦИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(3):421-427.

For citation: Kriucheva I.V., Gavriliuk N.P. ACTIVITY AND COMPETENCY-BASED APPROACHES IN EDUCATION: SUCCESS IN INTEGRATION. Professional education in the modern world. 2016;6(3):421-427. (In Russ.)

Просмотров: 862

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)