РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере архитектурно-художественного образования)


https://doi.org/10.15372/PEMW20160212

Полный текст:


Аннотация

На основе работ В. П. Беспалько, A. M. Кондакова, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова, В. Д. Шадрикова рассматривается тенденция по изменению восприятия федеральных государственных образовательных стандартов как описания «минимума» и «уровня» к «совокупности требований» (2012 г.) и «стандарту компетенций». На примере анализа федеральных государственных образовательных стандартов для средней общей школы, федеральных государственных требований для детских школ искусства и требований к подготовке абитуриентов ставится проблема несогласованности, обусловливающей нарушение преемственности довузовской и профессиональной подготовки студентов архитектурно-художественных вузов. На основе анализа выявлено, что среди причин появления проблемы наиболее значимыми являются разрушение советской системы непрерывного архитектурно-художественного образования, а также осуществление в постсоветский период двойного руководства данным процессом со стороны Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ, в подчинении которого находятся учреждения дополнительного образования в области искусства. Такие предметы, как изобразительное искусство, черчение, позволяющие развивать пространственное мышление, изобразительные навыки, по образовательным стандартам как учебные дисциплины включены только в учебный план общего (среднего) образования, т. е. в 10-11 классах они уже не преподаются. И, как следствие, два года, наиболее значимых для подготовки к поступлению в профильный вуз, программа общего (полного) образования не охватывает. Появление новой категории «Общеразвивающие образовательные программы» имеет двусмысленную трактовку как, ориентированных на конкретную профессиональную подготовку и позиционирующихся в качестве досуговых занятий. Таким образом, отсутствие четкого понимания места и роли довузовской подготовки в профессиональном образовании, а также нивелирование значения художественной подготовки для развития личности не только приводят к нарушению преемственности между довузовским и профессиональным этапами подготовки, но и способствуют снижению ценности эстетического воспитания личности в целом.

Об авторах

Ольга Леонардовна Кошеутова
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна
Россия


Мария Алексеевна Абрамова
Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна; ИФПР СО РАН
Россия


Список литературы

1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 17-37.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. № 5976 от 31 декабря 2012 г.

3. Набатникова Т. И., Чекалева Н. В. Преемственность в системе непрерывного педагогического образования как принцип развития исследовательской деятельности учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 4. С. 157-162.

4. Есаулова М. Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: автореф. дис. … докт. пед. н. СПб., 2005.

5. Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б. Зарубежные образовательные программы американских технических колледжей: форматы, проблемы, лучшие практики // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 8. С. 280-284.

6. Карпенко М. П. Когномика. М.: Современный государственный университет, 2009.

7. Черных С. И. Образование как общественное и индивидуальное благо // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 17-26.

8. Приказ от 9 августа 2012 г. N 855 «Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «дизайн» и сроку обучения по этой программе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).

10. Домогацкая И. Е. Школа искусств - назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/83/1949/ (дата обращения: 30.10.2015).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кошеутова О.Л., Абрамова М.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере архитектурно-художественного образования). Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(2):275-281. https://doi.org/10.15372/PEMW20160212

For citation: Kosheutova O.L., Abramova M.A. IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN TERMS OF EDUKATIONAL STANDARDIZATION (example of architecture and art education). Professional education in the modern world. 2016;6(2):275-281. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160212

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)