ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20160205

Полный текст:


Аннотация

В статье в соответствии с педагогической концепцией как прикладной философией С. И. Гессена на принципах свободы обучения осуществлено построение новой модели толерантности в культуре образования. Культура образования как процесс есть пространство построения индивидуального культурного мира каждого отдельного человека. Смысл толерантности раскрывается с помощью алгоритма смыслообразования Н. П. Чупахина в области знания в обобщенном пространстве Vista культуры потребностей и возможностей В. Д. Павловой. Аксиоматической основой толерантности являются Декларация ЮНЕСКО и Преамбула Устава ООН. С помощью онтологических особенностей быта, гносеологических законов теории познания, антропологических методов исследования происхождения и развития человека определяются аксиоматические пределы толерантности в целом, а в рамках социальной, понятийной, духовной и материальной составляющих культуры потребностей и возможностей находится смысл толерантности в культуре образования. Потенциал толерантности, актуализированный объектом культуры образования, является ключевым нравственным принципом гражданского общества, закрывающим путь произволу и насилию. В противном случае при попустительстве злу и посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека толерантность не является признаком этой культуры. Высшим смыслом совершенной толерантности можно определить лишь созидательный путь духовно-нравственного, социально-политического, этнокультурного, экономического и научно-технического развития мирового общества, которое обладает гармоничным сочетанием законности, прочности, свободы и терпимости. Согласно федеральным образовательным стандартам высшего профессионального образования выделены следующие общекультурные компетенции формирования толерантной личности: в социальной культуре - принятие и следование законам социума, социальная мобильность субъекта; в понятийной культуре - когнитивные процессы в обогащении общеобразовательными новыми знаниями и способностями; в духовной культуре - познание и сохранение духовных ценностей, самоидентификация самосознания субъекта и адаптация в условиях новой социальной среды; в материальной культуре - материальное обеспечение субъекта, создание и использование общедоступных материальных благ, входящих в понятие всех культурных компетенций.

Об авторах

Николай Петрович Чупахин
Томский государственный педагогический университет
Россия


Валентина Дмитриевна Павлова
Томский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Сорокин П. А. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 134-139.

2. Чупахин Н. П. Философские основания и математическая модель смысла знания: монография / Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany, 2011.

3. Чупахин Н. П., Павлова В. Д. Поиски смысла образования: от понятийной культуры науки к духовной культуре личности // Философия образования. № 6 (57). 2014. С. 44-54.

4. Быстрова А. Н. Культурное пространство: сущность и структура. Новосибирск: ЗАО ИПП «ОФСЕТ», 2014.

5. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994.

6. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании) // История и современность. 2007. № 2. С. 153-184.

7. Безотечество Л. М. Толерантность как ключевая компетентность педагога // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/106-7857 (дата обращения: 12.10.2015).

8. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. URL: http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm (дата обращения: 12.10.2015).

9. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/index.htm (дата обращения: 12.10.2015).

10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

11. Ануфриев С. И. Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и технократические тенденции в современном образовании // Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сб. научн. трудов. Томск: ТОИПКРО, 2014. С. 42-45.

12. Дерюга В. Е. Философская концепция воспитания С. И. Гессена // Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сб. научн. трудов. Томск: ТОИПКРО, 2014. С. 45-49.

13. Загирняк И. Ю. Влияние философии И. Канта на формирование понятия дисциплины в педагогике С. И. Гессена // Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сб. научн. трудов. Томск: ТОИПКРО, 2014. С. 49-54.

14. Люрья Н. А. С. И. Гессен о свободе и принуждении в образовательном процессе // Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сб. научн. трудов. Томск: ТОИПКРО, 2014. С. 59-65.

15. Чупахин Н. П., Павлова В. Д. Достаточные основания философского творчества С. И. Гессена // Философско-педагогическая концепция С. И. Гессена и современные проблемы образования, воспитания, культуры: сб. научн. трудов. Томск: ТОИПКРО, 2014. С. 100-102.

16. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

17. Валитова Р. Р. Толерантность. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 12.10.2015).

18. Голик Н. В. Философия культуры и толерантность: парадоксы истории // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1. С. 121-124.

19. Павлова В. Д., Чупахин Н. П. От философии смысла к философии культуры // Вестник НГПУ (NSPU Bulletin). 2014. № 5. С. 50-58.

20. Чупахин Н. П., Павлова В. Д. Смысл социальной онтологии знания // Философия, методология, история знаний: сб. науч. трудов Сибирского института знаниеведения / отв. ред. Е. В. Ушакова, Ю. И. Колюжов. Барнаул - Москва: АГМУ Минздрава России, 2014. Вып. ХI. С. 42-45.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чупахин Н.П., Павлова В.Д. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(2):228-235. https://doi.org/10.15372/PEMW20160205

For citation: Chupakhin N.P., Pavlova V.D. TOLERANCE IN THE CULTURE OF EDUCATION . Professional education in the modern world. 2016;6(2):228-235. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160205

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)