ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ


https://doi.org/10.15372/PEMW20160118

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации архитектурного образования в России по сравнению со странами Западной Европы, США и Канады, выявляются отличия организационного и содержательного плана. Российское архитектурное образование прошло в своем развитии тот же путь, что и архитектурное образование в других странах: от ремесленно-трудового подхода в подготовке специалистов (X-XVII вв.) до знаниево-академического. До Октябрьской революции 1917 г. архитектурное образование в России было представлено, как и во всем мире, художественным и инженерно-техническим. Но после Октябрьской революции такое разделение высшей архитектурной школы, существующее в западных странах и сейчас, было утрачено: архитектурное образование стало универсальным, объединяющим художественное и техническое, и автономным, получаемым в специализированных вузах. Универсальность российского архитектурного образования затрудняет его сравнение с архитектурным образованием за рубежом в содержательном плане. Современная российская модель архитектурного образования как продолжение советской противостоит англо-американской модели с полной либерализацией образовательной сферы и уходом из нее государства; французской модели с максимально государственно регламентированным образовательным стандартом и немецкой модели с ярко выраженным исследовательским компонентом. Содержательные отличия в подготовке архитекторов в России и за рубежом имеют социальную обусловленность. Эти различия определяются теми функциями, которые выполняют архитекторы в западном обществе и которые шире функций российских архитекторов, а также иным социальным заказом, иными требованиями, которые западное общество предъявляет к возводимым зданиям и сооружениям.

Об авторах

Надежда Геньевна Кузнецова
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия


Татьяна Анатольевна Рахимова
Томский государственный архитектурно-строительный университет
Россия


Список литературы

1. Нефёдов В. А. Как вписать российское зодчество в международный формат. URL: http://www.akvobr.ru/rossiiskoe_zodchestvo_v_mezhdunarodnom_formate.html (дата обращения: 10.05.2015).

2. Johannes R. Entwerfen. Architektenausbildung in Europa von Vitruv bis Mitte des 20. Jahrhunderts: Geschichte - Theorie - Praxis. - Hamburg: Junius Verlag 2009.

3. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве (в двух томах). М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935.

4. Николаев И. С. Архитектурное образование // Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978. URL: http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-A/A14710.shtml (дата обращения: 10.05.2015).

5. Прохоров C. А. История становления архитектурных школ: художественная составляющая в архитектурном образовании // Известия Алтайского государственного университета. Филология и искусствоведение. 2012. 2-1 (74). С. 170-174.

6. Кольстет Л. А. История архитектурного образования в России: дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

7. Шланц Р. Архитектурно-образовательные программы. Управление образованием со стороны профессионального сообщества. URL: http://archpeter.ru/arkhiv/2014/01/arkhitekturno-obrazovatelnye-programmy-upravlenie-obrazovaniem-so-storony-professionalnogo-soobshhestva (дата обращения: 10.05.2015).

8. Архитектурное образование в Канаде: история и современность // InfoStudy. URL: http://infostudy.com.ua/press/articles/197/Архитектурное образование в Канаде: история и современность (дата обращения: 10.05.2015).

9. Как получить образование в Германии // Школа № BY - белорусский школьный портал. Все для школьника, учителя, абитуриента, родителя. URL: www.school-city.by/index.php?id=8890&option=com_content&task=view (дата: обращения 10.05.2015).

10. Ким Т. Э. Особенности архитектурного образования в США. URL: http://www.rusnauka.com/25_PNR_2012/Pedagogica/2_115939.doc.htm (дата обращения: 10.05.2015).

11. Кияненко К. В. Архитектурное образование в США. URL: http://www.akvobr.ru/arhitekturnoe_obrazovanie_v_ssha.html (дата обращения: 10.05.2015).

12. Кияненко К. В. Комментарий к американскому архитектурно-образовательному стандарту // Архитектурный вестник. 2006. № 6. С. 132-137.

13. Mace A. The Royal Institute of British Architects: a guide to its archive and history. London, New York: Mansell Publishing, 1986.

14. Мнения о российском и архитектурном образовании // Форум «Дизайн интерьера». URL: www.interior-design.club/threads/1215/ (дата обращения: 10.05.2015).

15. Eisenmenger M. Der Architekt: Das zukünftige Berufsbild unter Berücksichtigung seiner Verantwortung als Baumeister. Kassel: Kassel University Press, 2007.

16. Щукин А. Горожане не должны быть жертвами, а архитекторы - насильниками // ЭКСПЕРТONLINE. URL:expert.ru/expert/2012/42/gorozhane-ne-dolzhnyi-byit-zhertvami-a-arhitektoryi--nasilnikami/(дата обращения: 10.05.2015).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кузнецова Н.Г., Рахимова Т.А. ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. Профессиональное образование в современном мире. 2016;6(1):113-120. https://doi.org/10.15372/PEMW20160118

For citation: Kuznetzova N.G., Rakhimova T.A. EDUCATION IN THE SPHERE OF ARCHITECTURE IN RUSSIA AND ABROAD. Professional education in the modern world. 2016;6(1):113-120. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20160118

Просмотров: 155

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)