УЧЕТ МЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ


https://doi.org/10/15372/PEMW20150413

Полный текст:


Аннотация

В рамках данной статьи рассматривается проблема, которая весьма значима для современного этапа развития сферы образования в условиях глобализации - адаптация иностранных студентов в инокультурной среде. Актуальность данной темы определяется тенденцией интеграции различных культур, которая разворачивается в рамках глобализационного процесса, охватившего за последние десятилетия практически все человечество. Для системы российского высшего образования обучение иностранных студентов представляется приоритетной задачей, так как, по мнению многих исследователей и политиков, увеличение количества иностранных студентов в российских образовательных учреждениях будет способствовать повышению авторитета и значимости России в мире. В работе раскрываются характеристики ментальности человека как проявления глубинных установок коллективного сознания того или иного народа. Однако обучение и адаптация студентов, которые являются носителями самобытной ментальности и культуры, сопряжено со значительными трудностями. Иностранные студенты являются носителями определенной системы ценностей и норм, что обусловливает своеобразный способ мышления и видения мира. Подчас представители различных культур опираются прежде всего на стереотипные представления, которые могут в искаженном виде объяснять явления и процессы окружающей действительности. При этом процесс адаптации к новой культурной системе может переживаться индивидом достаточно болезненно и не всегда быть успешным, что, безусловно, снижает учебный и воспитательный эффект обучения. В связи с этим задача высшей школы заключается в том, чтобы учитывать ментальные особенности иностранных студентов (систему взглядов, ценностей, норм, образцов поведения) и использовать их для повышения эффективности обучения и интеграции иностранных студентов в образовательное пространство России.

Об авторе

Наталия Анатольевна Чуркина
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Россия


Список литературы

1. Chinnammai S. The effects of globalisation on education and culture. Paper delivered at the ICDE International Conference. November 19-23, 2005. New Delhi. URL: http://guidedresearchwriting.pbworks.com/w/file/fetch/53952209/imactofglobalization_edandculture.pdf (дата обращения: 12.7.2015).

2. Лондаджим Т. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: автореф. дисс. … канд. соц. н.: 22.00.04. - Нижний Новгород, 2012.

3. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. - М., 1972.

4. Дерманова И. Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1996. - сер. 6. - вып. 1. - № 6. - С. 59-68.

5. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

6. Князева А. Г. Процесс адаптации иностранных студентов к русскоязычному информационному пространству // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 155-157.

7. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

8. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). - М., 1983.

9. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чуркина Н.А. УЧЕТ МЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(4):110-116. https://doi.org/10/15372/PEMW20150413

For citation: Churkina N.A. MENTALITY OF FOREIGN STUDENTS IN ADAPTATION. Professional education in the modern world. 2015;(4):110-116. (In Russ.) https://doi.org/10/15372/PEMW20150413

Просмотров: 61

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)