ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150411

Полный текст:


Аннотация

Экологическая образовательная среда технического вуза направлена на повышение стрессоустойчивости студентов через экологию образовательного процесса. Экология образовательного процесса включает содержание, формы, методы, средства и технологии обучения, направленные на повышение стрессоустойчивости студентов, происходящее за счет использования новых интерактивных форм обучения, здоровьесберегающих технологий, сочетание теоретической и практической подготовки студентов. Экологическая образовательная среда технического вуза предполагает сбалансированное решение личностного и поведенческого компонентов стрессоустойчивости студента и проблем сохранения, обеспечения благоприятной экологии образовательного процесса, которая сопряжена с высоким умственным и эмоциональным напряжением студентов.Стрессоустойчивость в условии экологии образовательного процесса обуславливается многими внешними и внутренними факторами, среди которых большую роль играют правильная организация режима учебы и отдыха, здоровый образ жизни студентов, включающий в себя здоровьесберегающие технологии.Исследование предполагало разработку содержания экспериментальной работы, включающие личностный и поведенческий компоненты стрессоустойчивости студентов. Уровни мотивации, информированности, социализации и личностных особенностей определялись по личностному критерию: «высокий», «средний», «низкий», «неудовлетворительный», в процентном выражении. Поведенческий критерий определялся по наличию способов управления поведением студентов, по наличию методов обеспечения и содержания экологии образовательного процесса: «да» и «нет».В ходе эксперимента использовались интерактивные методы и здоровьесберегающие технологии на занятиях по экологии, которые в сочетании с современными информационными технологиями позволяют повысить у студентов уровень информационности, тем самым повысить личностный и поведенческий компоненты стрессоустойчивости студентов.

Об авторе

Валентина Анатольевна Даниленкова
Калининградский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Андреева А. А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: автореф. … канд. псих. наук. -Тамбов, 2009.

2. Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. - 2014. - № 16.

3. Даниленкова В. А.Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. научн. конф. - Казань, 2014.

4. Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний [Электронный ресурс]. URL: http://www.clissercat.com/content/html (дата обращения: 07.03.2015).

5. Якунин В. А., Тамашевский Н. И., Гричишин Л. А., Кирилов А. Н.(2008b) Мотивация личности студента в учебном процессе // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы организации воспитания и спорта. - 2008. -№6.

6. Прохоров А. О.Смысловая регуляция инженерных состояний. -М., 2009.

7. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. - Л., 1978.

8. Горячук И. В., Финогенко Е. И.Профилактика и коррекция дезадаптивных состояний студентов, формирующихся под воздействием информационного стресса.[Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/html(дата обращения: 06.03.2015).

9. Стёганцев А. В. Управление стрессом: системный подход // Управление кредитной организацией. - М., 2008.[Электронный ресурс]. URL: http://www.stiogantsev.ru/html(дата обращения: 05.06.2015).

10. Старикова Т. М. Формирование экологической готовности студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды: дисс. … канд.пед.наук. - Сургут, 2005.[Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/ (дата обращения 05.06.2015).

11. Пакулина С. А., Кетько С. М. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyedu.ru/html(дата обращения: 06.03.2015).

12. Карташова К. С. Психология стресса: учеб.-метод. пособие. - Красноярск, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipps2.sfu-krass.ru/sctes/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/(дата обращения: 05.06.2015).

13. Семикин Г. И., Мысина Г. А. Здоровьесберегающая деятельность субъектов образовательной среды вуза // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2012. - № 10.

14. Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. - 2015. - № 2.

15. Даниленкова В. А. Экология в техническом вузе. Экспериментальный интегрированный междисциплинарный курс: учеб. пособие. - Калининград, 2009.

16. Дарвиш О. Б. Образовательная среда как фактор формирования психологической устойчивости юношей и девушек в условиях колледжа // Концепт. - 2014. - №23. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-koncept.ru/2014/14779/html(дата обращения: 05.06.2015).

17. Середа Т. В., Сергеева С. В., Воскресенко О. А. Основные направления педагогики сопровождения адаптации студентов первокурсников к образовательному процессу вуза // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. - 2008. - № 3.

18. Мысина Г. А. Здоровьесберегающая образовательная воспитательная среда вуза // Образование. - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elar.urfu.ru/bitstream/10995/18930/1/urp-2010_85/2/_09.pdf(дата обращения: 05.06.2015).

19. Печников А. Н. Альтернативные подходы к проектированию и внедрению компактных технологий обучения // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. - № 2.

20. Ильин В. А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии // Программы, продукты, системы. - 2014. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.swsys-web.ru/elektronic-educational.resourses.html(дата обращения: 05.06.2015).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Даниленкова В.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(4):95-103. https://doi.org/10.15372/PEMW20150411

For citation: Danilenkova V.A. ECOLOGICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY AS A FACTOR OF INCREASE OF RESISTANCE TO THE STUDENTS’ STRESS. Professional education in the modern world. 2015;(4):95-103. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150411

Просмотров: 73

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)