ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150319

Полный текст:


Аннотация

Современное состояние рынка труда ставит новые задачи перед высшей школой: недостаточно вооружить специалиста знаниями, выработать умения и навыки, необходимо сформировать профессиональные компетенции, которые позволят адекватно реагировать на изменяющиеся условия работы. Неотъемлемой частью языковой межпредметной компетенции является ее лингвострановедческий компонент. Без понимания социально-экономических систем, знания социальной и политической культур, изучения исторических и культурных традиций, которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми предстоит взаимодействовать, невозможно эффективно и компетентно изучать язык как средство общения. Возникает необходимость формировать у студентов навыки считывания лингвострановедческой информации, важной частью которой является отношение носителей языка к тому или иному предмету или явлению, имеющее свое выражение в тексте через оценочный компонент семантики лексических единиц. Решение проблемы адекватного понимания студентами газетной или журнальной статьи напрямую связано с правильностью декодирования оценочно-прагматической составляющей текстового материала. Традиционно оценка понимается как общественно закрепленное отношение носителей языка к внеязыковому объекту и к фактам языка и речи. Оценка в прессе имеет свои особенности. Так, наше исследование оценочного компонента лексических единиц публицистических текстов доказывает, что оценка в прессе почти всегда субъективна, в то время как традиционное отношение носителей языка и, как следствие, языковая оценка стремится объективно указать на место предмета или явления в картине мира. С лингводидактической точки зрения представляется необходимым научить студентов пониманию наиболее распространенных семантических процессов, характерных для функционирования языковой оценки в публицистических текстах. Анализ семантических изменений, которым достаточно часто подвергается смысловая структура лексики газетных и журнальных публикаций, позволяет говорить об актуальности изучения такого явления, как специализация и социализация оценки. Таким образом, работа над лингвострановедческой составляющей в ходе обучения иностранному языку в вузе позволяет учитывать взаимосвязь культуры и языка, показывает реальное функционирование языковых средств в аутентичных документах, страноведческих и публицистических текстах; что способствует подготовке специалистов к межкультурному диалогу между странами.

Об авторах

Елена Геннадьевна Коротких
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Наталья Владимировна Носенко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 2. - С. 17-23.

2. Носенко Н. В. Методические основы учебного курса профессионально-ориентированного английского языка для специалистов-филологов // Вестник МГУ. - Серия 22. Теория перевода. - 2012. - № 4. - С. 93-101.

3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. - М.: Слово/Slovo, 2000.

4. Хидекель С. С., Кошель Г. Г. Природа и характер языковых оценок // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. - Воронеж, 1983. - С. 14-24.

5. Гридин В. Н. К вопросу о систематизации эмоциональной лексики // Переводная и учебная лексикография. - М., 1979. - С. 112-124.

6. Киселева A. A. Вопросы теории речевого воздействия. - Л., 1978.

7. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986.

8. Шаховский В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания: учебное пособие к спецкурсу. - Волгоград, 1983.

9. Харченко В. К. Взаимодействие коннотативных признаков, созначений в семантике слова // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. - Воронеж, 1983. - С. 48-50.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Коротких Е.Г., Носенко Н.В. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):162-172. https://doi.org/10.15372/PEMW20150319

For citation: Korotkih E.G., Nosenko N.V. CROSS-CULTURAL APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING: WAYS OF IMPLEMENTATION IN HIGHER INSTITUTIONS. Professional education in the modern world. 2015;(3):162-172. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150319

Просмотров: 52

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)