ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150315

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируется проблема социальной реабилитации людей с ОВЗ и инвалидностью в социальную жизнь, различные пути интеграции благодаря возможности профессионального образования. Рассматриваются такие современные пути, как безбарьерная среда, инклюзивное образование в системе высшего образования. Отмечается, что данная проблема нашла отражение в ряде нормативных документов. В социальном аспекте - в Конвенции ООН о правах инвалидов, Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др. Приоритеты образовательной политики в сфере специального образования определены: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, приказе Минобрнауки № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» и в ряде других. Анализируются различные системы высшего профессионального образования для людей с ОВЗ и инвалидностью, как в нашей стране, так и за рубежом. В рамках модели образовательной интеграции представлен опыт социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидов в РГПУ им. А. И. Герцена, НГТУ, в БГПУ им. Максима Танка, где осуществляется деятельность по обеспечению безбарьерного получения высшего профессионального образования. Важным условием является обеспечение равных возможностей при получении образования лиц с особенностями психофизического развития. Для этого осуществляется ряд мер, направленных на создание безбарьерной среды. Рассматриваются различные виды социально-реабилитационного сопровождения обучения студентов. Обозначается значимость социальной политики по отношению к людям с ОВЗ и их возможность успешной социализации и активного участия в социальной жизни общества.

Об авторах

Татьяна Викторовна Гудкова
Новосибирский педагогический университет
Россия


Эльвира Брониславовна Дунаевская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Доступное размещение в гостиницах: рекомендации / ред.-сост.: А. Большаков, Е. Бухаров, Н. Ленц, В. Касливцев, А. Мурашов, Д. Храповицкий. М.: Библиотека Оргкомитета «Сочи 2014», 2012.

2. Программа профильной допрофессиональной подготовки школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Методические материалы для преподавателей общеобразовательных учреждений, ведущих профориентационную и профильную подготовку старшеклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Новосибирск: НГТУ, 2014.

3. Гудкова Т. В., Жуйкова Л. П. Психолого-педагогическая работа с лицами, имеющими ограничения здоровья: учебное пособие: в 2 ч. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2014. - Ч. 1.

4. Котова С. А., Дунаевская Э. Б. Cоздание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2013. - Т. 4. - № 2. - С. 33-40.

5. Базоев В. З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы) // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 18-23.

6. Змушко A. M. Состояние и перспективы развитие специального образования в Республике Беларусь // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. - 2005. - С. 9-13.

7. Трипутень О. Право людей с инвалидностью на высшее образование в Республике Беларусь. URL: http://www.disright.org/ru/info/pravo-lyudey-s-invalidnostyu-na-vysshee-obrazovanie-v-respublike-elarus#_ftn7 (дата обращения: 13.03.15).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гудкова Т.В., Дунаевская Э.Б. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):123-131. https://doi.org/10.15372/PEMW20150315

For citation: Gudkova T.V., Dunaevskaya E.B. PROFESSIONAL EDUCATION AND ITS ROLE IN SOCIAL REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE. Professional education in the modern world. 2015;(3):123-131. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150315

Просмотров: 72

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)