ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


https://doi.org/10.15372/PEMW20150306

Полный текст:


Аннотация

Тенденции развития современного общества - глобализация, интеграция, интернационализация, демографическая нестабильность - требуют от человека, живущего в быстро меняющемся мире, умения самостоятельно находить и принимать решения, брать ответственность за свои поступки, обладать необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности для повышения своей конкурентоспособности. Потребность в развитии непрерывного образования зафиксирована в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В этих документах отмечается необходимость создания условий «для обеспечения участия в непрерывном образовании».Образование является одной из социальных подструктур общества, и поэтому рассматривается как социальный институт. Содержание непрерывного образования - индикатор состояния общества, перехода от одной его стадии к другой. Развитие и функционирование непрерывного образования обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными и другими факторами и условиями существования общества. Образование традиционно определяется как создание человека по образцу и подобию. Истоки понятия «образование» находятся в раннем Средневековье, они связаны с понятием «образ». Начиная с эпохи Возрождения, когда человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития. Образование объединяет обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию ценностей общества (нормы, правила, традиции, заповеди), разделяемых всеми его членами. Связь обучения и воспитания нерасторжима. «И воспитание, и образование неразделимы, - подчеркивал Л. Н. Толстой, - нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно» [1, с. 109]. Образование (будучи, в сущности, управляемым самообразованием, иначе говоря, построением образа «Я») может рассматриваться в следующих взаимосвязанных планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат такого процесса (если речь идет об образовании конкретного человека - его образованности).

Об авторе

Ольга Ильинична Лаптева
Сибирский институт управления - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Толстой Л. Н. О воспитании: пед. соч. - М., 1953.

2. Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992.

3. Субетто А. И. Дуальность организации и управления как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития. - М., 1989.

4. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика, теория, методология, практика: учеб. пособ.- М.: Флинта: Наука, 2003.

5. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Изб. пед. соч. М., 1982.

6. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современ. высш. шк. - 1982. - № 3 (39).

7. Реформа и развитие высшего образования: програм. док. ЮНЕСКО, 1995.

8. Деркач А. А. Акмеология. - М.: РАГС, 2002.

9. Онушкин В. Г. Образование взрослых: междисциплинар. слов. терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995.

10. Мухаметзянова Г. Б. Научное обеспечение системы среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. -1997. - № 6. - С. 2-6.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Ч. 1. - М.: Школа-Пресс, 1995.

12. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. - М.: РАГС, 2003.

13. Никитин Э. М. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке (из доклада на Всероссийской конференции 29.05.2001) // Методист. - 2001. - № 2. - С. 2-9.

14. Мосичева И. А., Шестак В. П., Гуров В. Н. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. - Ставрополь: изд. СтавГУ, 2007.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лаптева О.И. ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):39-47. https://doi.org/10.15372/PEMW20150306

For citation: Lapteva O.I. HISTORIC AND SCIENTIFIC BACKGROUND OF THE LIFELONG LEARNING CONCEPT. Professional education in the modern world. 2015;(3):39-47. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150306

Просмотров: 91

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)