АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА


https://doi.org/10.15372/PEMW20150305

Полный текст:


Аннотация

Философия образования как философская рефлексия образовательного процесса, как известно, ставит вопросы о влиянии образования на человеческую личность, общество, определяя, таким образом, стратегию образования. Сегодня существует достаточное количество исследований, касающихся изучения философских аспектов существования человека в образовательном пространстве. Однако до сих пор малоизученной в истории философии образования остается концепция Макса Шелера. Отсюда объектом данного исследования является философия образования Макса Шелера. Предмет исследования - антропологические основания образования в философии Макса Шелера. Философская концепция образования Макса Шелера строится в русле философской антропологии и онтологии мыслителя. Шелер исходит из того, что антропологической основой образования в современной культуре является свобода, под которой он понимает спонтанность духовного центра в человеке. Понятие духа является основой онтологии и метафизики Макса Шелера. Автор статьи, опираясь на концепцию человека М. Шелера, раскрывает сущность образования, виды знания, составляющие образовательный процесс, а также смысл и цель образования. При этом антропологические основания образования Макса Шелера рассматриваются как попытка определенного стратегического планирования образовательного процесса человека на протяжении всего его духовного (личностного) становления. Исходя из концепции «благообразно сформированного человека» Шелера, автор противопоставляет образованность как факт современной культуры и идею образованного человека-личности, обладающего «ученым незнанием», по мнению Шелера. Понятие личности как итога образовательного процесса рассматривается Н. В. Цепелевой на основе монотеистической персоналистической методологии. Дальнейшего исследования требует, на наш взгляд, программа реализации антропологического подхода в философии образования, в котором должны быть представлены концептуальные основания персоналистической антропологии. А также наполнение персоналистической методологии в образовании современными идеями феноменологии и герменевтики.

Об авторе

Надежда Валерьевна Цепелева
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Шелер М. Избранные произведения / под ред. А. В. Денежкина. - М.: Изд-во «Гнозис», 1994.

2. Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальные ценности образования. - М.: Перо, 2014.

3. Цепелева Н. В. Аксиологические основания современного российского образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 3. - С. 11-16.

4. Василенко Л. И. Введение в философию религии: учеб. пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

5. Спиркин А. Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 2002.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Цепелева Н.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАКСА ШЕЛЕРА. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(3):31-38. https://doi.org/10.15372/PEMW20150305

For citation: Tsepeleva N.V. ANTHROPOLOGICAL CONCEPT OF MAX SCHELER EDUCATION. Professional education in the modern world. 2015;(3):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/PEMW20150305

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)