ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Полный текст:


Аннотация

В статье раскрывается авторское видение того, что реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования предполагает разработку различных программ. Программный подход - это представление студентам возможности выбора сферы деятельности и общения, организации групп, в которых создаются необходимые условия для формирования и развития компетенций. Программа «Формирование научно-исследовательских компетенций студентов» представляет собой оптимальный механизм вовлечения талантливой студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Авторы считают, что реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования предполагает разработку различных программ. Программный подход - это предоставление студентам возможности выбора сферы деятельности и общения, организации групп, в которых создаются необходимые условия для формирования и развития компетенций. Необходимым условием развития интеллекта и роста качества образования является развитие научно-исследовательских компетенций студента на всех этапах профессиональной подготовки в вузе. Программа «Формирование научно-исследовательских компетенций студентов» представляет собой оптимальный механизм вовлечения талантливой студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Она предполагает наличие научно-методического обеспечения для студентов и преподавателей, в котором подробно представлены стратегические ориентиры, советы, рекомендации, инструментарий формирования научно-исследовательских компетенций. По мнению авторов, основанием, определяющим построение механизма реализации программы, является принцип вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. К ожидаемым результатам следует отнести: рост количества и качества подготовки научных проектов и грантов, выполненных участниками программы, а также повышение качества публичных презентаций результатов научных исследований студентов (в том числе в рамках текущей и итоговой аттестации студентов). Каждая программа предполагает оценку эффективности её реализации, которая имеет следующую особенность - отсутствие объективно обусловленных эталонов или аналитически рассчитанных нормативов. Программный подход не только отвечает интересам студентов, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.

Об авторах

Ирина Эдвиновна Толстова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Татьяна Юрьевна Калошина
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

2. Толстова И. Э., Калошина Т. Ю. Подготовка управленческих кадров в условиях инновационной экономики: монография. - Новосибирск: НГАУ, 2013.

3. Толстова И. Э. Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. - Новосибирск: НГАУ, 2007.

4. Толстова И. Э., Шефель В. Г., Скибицкий Э. Г. Инструкции по организации самостоятельной работы студентов: учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГАУ, 2008.

5. Толстова И. Э., Скибицкий Э. Г., Шабанов А. Г. Научно-педагогическая практика магистрантов: учебно-методическое пособие в 2-х частях. - Новосибирск: НГАУ, 2012.

6. Бобров В. В. Какая польза от компетентностного подхода в образовательном процессе? // Философия образования. - 2013. - № 2 (47).

7. Калошина Т. Ю. Использование информационных технологий при сборе и обработке исходных данных в ходе написания дипломного проекта // Информационные технологии в образовании: межвузовский сборник научно-методических трудов. - Чита: ЗабИЖТ, 2008.

8. Толстова И. Э., Шарыбар С. В. Содержание и методика самостоятельной учебной работы студентов. - Новосибирск: НГАУ, 2006

9. Толстова И. Э., Шарыбар С. В., Антошкина О. Г. Методические указания по выполнению научно-исследовательской работы студентов. - Новосибирск: НГАУ, 2007.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ЛОГОС, 2004.

11. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблема формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная пед. академия, 1995.

12. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстовый подход: метод.пособие. - М.: Высш. шк., 1991. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL:http://www.dissercat.com/content/modelirovanie-kak-sredstvo-obucheniya-v-professionalnoi-podgotovke-menedzherov-turizma#ixzz3Dv7rVaN8 (дата обращения: 15.02.2015)

13. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981.

14. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: Знание, 1979.

15. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. - М.: Дом педагогики, 2009.

16. Андреев В. И.Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009.

17. Ахмедьянова Г. Ф. Инженерная компетентность как результат интеграции творческого и технологического компонентов обучения // Фундаментальные исследования. - 2011. - Ч. 1. - № 8.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Толстова И.Э., Калошина Т.Ю. ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(2):179-187.

For citation: Tolstova I.E., Kaloshina T.Y. PROGRAMME APPROACH IN THE FORMATION OF students RESEARCH competence. Professional education in the modern world. 2015;(2):179-187. (In Russ.)

Просмотров: 133

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)