СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА

Полный текст:


Аннотация

В статье раскрываются особенности становления субъектности будущего педагога, проявляющейся через потребность в саморазвитии, самоактуализации и «запускающей» процесс сущностного самостановления, который в первую очередь зависит от внутреннего потенциала личности студента как проявления интенции быть самим собою. Под самостановлением понимается процесс формирования установок (ценностно-смысловых отношений), включающих в себя освоение норм профессионально-педагогической деятельности. Это обусловливает поиск путей и нововведений для удовлетворения новых потребностей студентов в своем прогрессивном самоизменении; самоактуализации как практическом воплощении изменений своей личности и деятельности через актуализацию профессионального потенциала. Профессиональный потенциал автор понимает как внутреннюю по источнику возникновения и креативную по содержанию движущую силу человека, проявляющего свою сущность в виде способности к самоорганизации преобразующих изменений в сфере внутреннего мира личности и профессиональной деятельности на пути достижения ее мастерства. По мнению автора, в субъектности кроется потенциал творения себя самого и своего окружения, и от того, как будут раскрываться свойства личности, зависит путь будущего педагога к профессиональному мастерству как фактору профессиональной самоактуализации. В соответствии с результатами исследования автора выделяются ведущиефакторы становлениясубъектности будущего педагога - рефлексия как осмысление профессиональной деятельности, самооценка как оформление профессиональных смыслов в ценности и самосознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения, образовательным пространством для формирования которых является креативопрактика как метод развития творческого потенциала студента. Программа креативопрактики, реализуемой в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, включала занятия: «Я в мире педагогической профессии», «Эвристические основы педагогической деятельности», «Креативная акмеология о стадиях творческого процесса в деятельности педагога», «Горизонты будущей творческой педагогической деятельности», «Динамика ценностей педагогической деятельности», «Самоопределение в педагогическом творчестве». Представленная программа не только отражает этапность субъектного становления студента, но и может быть использована как образовательное пространство формирования творческой позиции будущего педагога.

Об авторе

Раиса Кузьминична Серёжникова
ФГОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
Россия


Список литературы

1. Серёжникова Р. К. Синергетический подход к сущности личности студента как субъекта саморазвития// Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3. - С. 83-88.

2. Сергеев Н. К., Борытко Н. М.Субъектность как целостная характеристика профессионального становления студента // Проблема целостного развития личности студента как субъекта педагогического взаимодействия. - Донецк, 2004. - С. 3-9.

3. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Известия Российской академии образования. - 2012. - № 1 (январь-март). - С. 5-27.

4. Серёжникова Р. К. Ценностно-синергетическийподход к организациипедагогическогопроцесса в высшейшколе // Высшееобразование в России. -№ 3.- 2012. - С. 77-81.

5. Деркач А. А., Сайко Э. В.Самореализация - основаниеакмеологическогоразвития: монография. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

6. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2011.

7. Черных С. И., Софиенко М. Б.Современный педагог как объект философского анализа // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 2 (5). - С. 36-46.

8. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина, 2002.

9. Креативнаяпедагогика. Методология, теория, практика / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. - М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.

10. Теорія і методика професійної освіти: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін [та ін.]; за ред. З. Н. Курлянд. - Киев: Знания, 2012.

11. SuleimanovaSvetlana. Innovative Activity of the Teacher: In the Course of his Professional Formation. Procedia // SocialandBehavioralSciences. - 2013. - 81. - P. 395-399/

12. Сериков В.В.Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования //Известия ВГПУ.Педагогическиенауки. - 2012. - С. 30-33.

13. Peterson K. D., Wahlquist Ch., Bone K.Student surveys for school teacher evaluation // Journal of Personnel Evaluation in Education. - 2000. - Т. 14. - № 2. - P. 135-153.

14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб.пособие. - М.: Академия, 2008.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Серёжникова Р.К. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(2):86-95.

For citation: Serezhnikova R.K. SUBJECTIVIZATION OF A PROSPECTIVE TEACHER IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE. Professional education in the modern world. 2015;(2):86-95. (In Russ.)

Просмотров: 134

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)