О НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРАХ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема интеграции высшего профессионального образования России в западноевропейское образовательное пространство. Европейские страны, заключившие соглашение в Болонье, представляют собой один из четырех-пяти мировых центров экономики, политики и социальной сферы. Поэтому те процессы, которые происходят под эгидой Болонского процесса, оказывают очень мощное влияние на мировую образовательную систему. Россия официально присоединилась к этому процессу, однако общеобразовательная средняя и высшая школы испытывают в настоящее время трудности, связанные с этой трансформацией. Статья представляет собой библиографический обзор документов и научных статей, регулирующих деятельность в области реформирования высшего образования и отражающих развитие Болонского процесса. В статье рассматриваются факторы, негативно влияющие на интеграцию российской системы высшего профессионального образования в западноевропейское образовательное пространство. Сущность проблемы сводится к тому, что, ориентируясь на Западную Европу, перенимая западноевропейскую модель высшего образования, Россия реформирует систему высшего и среднего образования, при этом не учитывает специфику менталитета российского народа, не сохраняя все то лучшее, что было и есть в системе отечественного образования. К тому же необходимо принять во внимание тот факт, что в отличие от западноевропейских стран, где провели подготовительный этап перед подписанием Болонской декларации, Россия вступила в вышеназванный процесс без обсуждения данного акта с общественностью. Научная новизна статьи состоит в проведении социально-философского анализа Болонского процесса, в результате которого раскрывается сущность Болонского процесса как современной формы интеграции западноевропейского высшего образования, а также выявляются специфические особенности течения вышеназванного процесса в начале 10-х годов XXI столетия. Автор приходит к выводу, что реформирование системы высшего профессионального образования необходимо проводить с учетом особенностей ментальности российского народа, сохраняя национальные черты классического российского образования. Учитывая тенденции, которые негативно влияют на успешную интеграцию в западноевропейское образовательное пространство, при принятии глобальных решений нужно выносить их на обсуждение академического сообщества и общественности.

Об авторе

Светлана Александровна Зубарева
Красноярский государственный аграрный университет
Россия


Список литературы

1. Наливайко Н. В., Паршиков В. И. К вопросу о понятии «профессиональное образование» и вехах становления системы // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 2 [9]. - С. 3-10.

2. Хабермас Ю. Расколотый Запад / пер. с нем. - М.: Издательство «Весь мир», 2008.

3. Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.

4. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование (Прага. 19 мая 2001 г.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки республики Казахстан. - URL: naric-Kazakhstan/kz/ru/o-bolonskom-protsesse/documentary-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 22.03.2014).

5. Тюгашев Е. А. Философия болонского процесса [Электронный ресурс]. URL: podelise.ru/docs/34746/index-2664.html (дата обращения: 22.03.2014).

6. Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» (Берлин. 19 сентября 2003 г.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки республики Казахстан. URL: naric-Kazakhstan/kz/ru/o-bolonskom-protsesse/documentary-bolonskogo-protsessa (датаобращения: 22.03.2014).

7. Альтбах Ф. Г. Век азиатского высшего образования? [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. - 2013. - № 73 (осень). - URL: www.ihe/nkaoko.kz/archive/2660.html (дата обращения: 28.12.2014).

8. Сметанина О. М. Какой язык изучать в эпоху глобализации // Вестник московского университета. Серия 1: Социология и психология. - 07/2008. - № 13. - С. 80-94.

9. Ростан М. Английский язык как лингва-франка и интернационализация ученых [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. - 2011. - № 63 (весна). URL: http:www.ihe/nkaoko.kz/archive/2660.html (дата обращения: 05.01.2015)

10. Татаровская И. М. Глобализация: проблема языка международного общения // Полигнозис. - 2003. - № 4(24). - С. 14-27.

11. Абдумаликов И. Некоторые аспекты процесса национальной идентификации в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Теоретический журнал «Credonew». URL: credonew.ru/content/secton/19/68.http. (дата обращения: 22.12.2014).

12. Тлостанова М. В. Контуры университета XXI в контексте кризиса модерна // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 28-29.

13. Коммюнике Конференции министров высшего образования (Берген. 19-20 мая 2005 г.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки республики Казахстан. URL: naric-Kazakhstan/kz/ru/o-bolonskom-protsesse/documentary-bolonskogo-protsessa.html (дата обращения: 22.03.2014).

14. Кинсер К., Лэйт Дж. Е. Проблема трансграничного обеспечения качества [Электронный ресурс] // Международное высшее образование. - 2013. - № 73 (осень). URL: www.ihe/nkaoko.kz/archive/2660.html. (дата обращения: 28.12.2014).

15. Пушкарева Е. А. Специфика современной интеграции образования и науки (социально-философский анализ) [Электронный ресурс]. URL: www.phil.htlm-ed.ru/Text/NamberJourn.html/disserts.ru/avioreferati-dissertatsii-filosofiya/a287.php (дата обращения: 22.12.2014).

16. Кусжанова А. Ж. Болонский процесс возвращает в вузы приоритет науки [Электронный ресурс] // Теоретический журнал «Credonew». - 2012. - № 1. URL: credonew.ru/view/1094/67.html (дата обращения: 23.01.2015).

17. Рагозин Н. П. Проблемы высшего образования в контексте Болонского процесса // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия «Педагогика, психология и социология». - 2007. - № 1. - С. 20-34.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зубарева С.А. О НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРАХ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ). Профессиональное образование в современном мире. 2015;(2):58-68.

For citation: Zubareva S.A. ON NEGATIVE FACTORS OF HIGHER EDUCATION INTEGRATION IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA PROCESS (SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS). Professional education in the modern world. 2015;(2):58-68. (In Russ.)

Просмотров: 50

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)