ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Полный текст:


Аннотация

В настоящее время в отечественном социогуманитарном познании продолжается активный процесс формирования интегративной науки об образовании, подчиняющейся общим законам интеграции и дифференциации научного знания. Феномен образования включает в себя целый ряд сущностей, которые трансформируются в различных исторических контекстах, оставаясь адекватными своему конкретному пространству и времени. Проблема взаимодействия образования и культуры в широком смысле не только выступает на первый план, но и детерминирует стратегические направления развития интегративной науки об образовании. В самом общем виде основной принцип взаимодействия образования и культуры формулируется следующим образом: система образования и культура должны быть адекватны друг другу. Информационная революция фундировала новый тип социокультурной организации - культуру информационного общества. Целью данного исследования явилась экспликация основных аспектов взаимодействия образования и культуры информационного общества, детерминирующих стратегические направления развития интегративной науки об образовании. В статье анализируется роль философии образования в интегративной науке об образовании. Подробно исследуются следующие направления интегративной науки об образовании: - проблема формирования и трансляции культурных и духовных ценностей и ценностных ориентаций; - изменение социокультурной среды и проблема сохранения личности; - проблема формирования повседневного сознания; - проблема становления философии воспитания; - создание компенсаторного механизма при реализации вариативного и уровневого образования; - создание теории педагогического эксперимента. Делается вывод о том, что все эти стратегические направления группируются вокруг главного аттрактора - проблемы формирования мировоззрения нового человека, способного не только свободно коммуницировать в информационном обществе, но и сохраняться как личность. При этом главной, центральной проблемой интегративной науки об образовании остается проблема сохранения и трансляции ценностного ядра отечественного образования, обеспечивающего и сохранение личности, и дальнейшее поступательное движение современной России.

Об авторе

Тамара Андреевна Арташкина
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Хуторской А. В. Наличие разных смыслов образования - условие его человекосообразности: тезисы доклада на VII Международных Лихачевских научных чтениях 24-25 мая 2007 года в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - URL: http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0525/khutorskoy.htm (дата обращения: 27.10.2014).

2. Степашко Л. А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учеб.пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.

3. Конев В. А. Человек в мире культуры: (Культура, человек, образование): пособие по спецкурсу / Самар. гос. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара, 2000.

4. Арташкина Т. А. Образование в контексте культуры: Социокультурный механизм взаимодействия. - PalmariumAcademicPublishing, Germany, 2012.

5. Арташкина Т. А. Особенности взаимодействия института образования и культуры: монография. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал.ун-та, 2013.

6. Философия образования. Круглый стол сектора методологии междисциплинарных исследований человека Института философии РАН и журнала «Человек» // Человек. - 2010. - № 5. - С. 37-46.

7. Егорова Л. Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа: дис. … канд. филос. наук. - М., 1992.

8. Бочаров М. П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: автореф. дис. … канд. филос. наук. - М., 1992.

9. Синячкин В. П. Общечеловеческие ценности в русской культуре: лингвокультурологический анализ: автореф. дис. … докт. филол. наук. - М., 2011.

10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовой портал. - URL: http://base.garant.ru/2540800/ (дата обращения: 30.04.2014).

11. Европейские ценности: Что такое «европейские ценности» и кто в России их разделяет [Электронный ресурс]// Фонд «Общественное мнение». - URL: http://fom.ru/Mir/11422 (дата обращения: 23.04.2014).

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб.пособие для вузов. - М.: Академия, 2003.

13. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть первая // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 8. - С. 14-19.

14. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть вторая // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 9. - С. 30-35.

15. Батурин В. К. Философия аксиологии образования: часть третья // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 10. - С. 20-22.

16. Ефименко В. Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика, 1976.

17. Ефименко В. Ф. Физическая картина мира и мировоззрение. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997.

18. Золотухина-Аболина Е. Постмодернизм = распад сознания? // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 185-192.

19. Яковлев Л. С. Свобода: в начале будет слово (виртуализация концепта свободы в современных обществах) [Электронный ресурс]// IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29-31 октября 2013 года. Тезисы и выступления участников. - СПб: Эйдос, 2013. - URL: http://culturalnet.ru/main/congress4 (дата обращения: 08.07.2013).

20. Креативное пространство культуры: материалы молодежной секции Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» / отв. редактор А. В. Ляшко. - СПб.: Эйдос, 2012.

21. Антропология творческой субъективности и креативности: коллективная монография / отв. редактор О. К. Румянцев. - СПб.: Эйдос, 2013.

22. Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельности: коллективная монография / отв. редакторы Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, М. И. Марчук. - СПб.: Эйдос, 2013.

23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 2 / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

24. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

26. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003.

27. Педагогика: учебник для студентов пед. учеб.заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое об-во России, 2008.

28. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: пособие для сдачи экзамена. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

29. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учеб.пособие / под ред. В. В. Целищева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012.

30. Наши дети способны на большее: член комиссии Общественной палаты по образованию Ефим Рачевский о школе и проекте закона «Об образовании» [Электронный ресурс] // Газета.ru. - 2011. - 18 января. - URL: http://www.gazeta.ru/comments/2011/01/18_x_3494786.shtml (дата обращения: 31.07.2011).

31. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности: материалы «круглого стола» // Высшее образование в России. - 2012. - № 2. - С. 25-48.

32. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности: материалы «круглого стола» // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 41-62.

33. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.

34. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учеб.пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

35. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / под ред. В. М. Полонского. - М.: ИТИП, 2006.

36. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс / А. В. Ящук; Томский гос. пед. ун-т. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Арташкина Т.А. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(2):5-22.

For citation: Artashkina T.A. THE MAIN STRATEGIC TRENDS IN INTEGRATIVE EDUCATIONAL SCIENCE. Professional education in the modern world. 2015;(2):5-22. (In Russ.)

Просмотров: 38

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)