Образовательный потенциал России как залог сохранения социокультурной идентичности


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье исследуется система образования как базис для осознания социокультурной идентичности. Авторы показывают, что глобализация нивелирует социокультурную идентичность людей, поэтому ее возрождение должно начинаться с образовательной системы. Выход из кризиса современной образовательной системы напрямую связан с сохранением социокультурной идентичности конкретного общества. Постановка задачи. Хаотизация социального пространства последних десятилетий вызвала серьезные проблемы во взаимоотношениях между различными социальными институтами, включая образование. Авторы освещают пути сохранения идентичности не только отдельной личности, но и всего общества. Они показывают проблемы, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса под влиянием цифровизации социального пространства. Методика и методология исследования. Авторы исследуют факторы, которые создают соответствующий базис для структурных изменений в образовательной сфере. По их мнению, в информационном обществе условия для сохранения социокультурной идентичности должны формироваться на уровне конкретной образовательной системы. Результаты. В статье показано, что современное образование не всегда в состоянии выполнять свою мировоззренческую функцию. Отсутствие у учащихся целостного мировоззрения не способствует осознанию своей социокультурной идентичности. Образование является социальным институтом, поэтому оно активно вовлечено в социально-культурные движения современности. Построение новой социальной системы по европейскому образцу предполагает полное разрушение традиционной системы ценностей, в том числе образования. Особую важность приобретает гуманитарный аспект проблемы преемственности поколений, который заключается в насущной необходимости сохранения в российском обществе традиционных для него духовных ценностей, патриотизма и чувства ответственности за судьбу страны. Система образования и воспитания может обеспечить передачу системы ценностей молодому поколению граждан России, используя лучшие образцы отечественной культуры. Выводы. По мнению авторов, потеря идентичности осознается как кризис ценностей русской духовной культуры, который просматривается на уровне образовательной системы. Система «общечеловеческих ценностей» несет в себе разрушение социокультурной идентичности отдельных народов, поэтому сохранение социокультурной идентичности в многополярном мире возможно только по пути возрождения локальных и региональных ценностей.

Об авторах

В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Панарин Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования

630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149

 



М. П. Яценко
Сибирский федеральный университет
Россия

Яценко Михаил Петрович – доктор философских наук, профессор кафедры философии

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82

 


О. Э. Пучков
Сибирский федеральный университет
Россия

Пучков Олег Эрнстович – аспирант кафедры глобалистики и геополитики

г. Красноярск, 660041, пр. Свободный, 79



Список литературы

1. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583 – 592.

2. Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 59 – 70.

3. Паршиков В. И., Наливайко Н. В., Майер Б. О. Тенденции развития отечественного образования (в аспекте современных глобальных проблем) // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 2. С. 3 – 9.

4. Панарин В. И., Паршиков В. И., Черных С. И. Гуманитарная культура как условие трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 34 – 40.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. Москва: Мысль, 1998. 606 с.

6. Тойнби А. Постижение истории. Москва: Прогресс, 1991. 730 с.

7. Давидович В. Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 443 с.

8. Паршиков В. И., Табакаев Ю. В., Краснова Н. Н., Кузьменко К. А. Трансформация прав человека в обществе и в юридическом образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 3. С. 1156 – 1162.

9. Арпентьева М. Р. Технологии глубинного и поверхностного обучения: возможности и ограничения // Новые развивающие технологии педагогической практики. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 215 – 229.

10. Власюк Н. Н. Аксиологизация мирового образовательного пространства – путь к новой цивилизации // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 4. С. 5 – 14.

11. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Москва: АСТ, 2001. 509 с.

12. Панарин А. С. Искушение глобализмом. Москва: Эксмо, 2003. 415 с.

13. Матвеева С. Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2000. 179 с.

14. Рахимова Т. А., Галмагова Г. М. Реализация гуманитарной составляющей образовательных стандартов // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 3. С. 1234 – 1237.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Панарин В.И., Яценко М.П., Пучков О.Э. Образовательный потенциал России как залог сохранения социокультурной идентичности. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):220-227. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-3

For citation: Panarin V.I., Yatsenko M.P., Puchkov O.E. Educational potential of Russia as a guarantee of preservation of socio-cultural identity. Professional education in the modern world. 2023;13(2):220-227. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-3

Просмотров: 108

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)