ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС-3

Полный текст:


Аннотация

ФГОС-3 ВПО регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника как одной из ключевых. Данная компетентность находит свое отражение в формулировках общекультурных и профессиональных компетенций. Однако их взаимопроникновение через коммуникативные компетенции не учтено в полной мере в государственных образовательных стандартах. Отсутствие учета взаимодействия и взаимопроникновения общекультурных и профессиональных компетенций во ФГОС-3 является той проблемой, которая не позволяет сформировать требуемый уровень коммуникативной компетентности, которые необходимы выпускнику на сегодняшний день. Один из вариантов, который бы учитывал взаимосвязь общекультурных и профессиональных компетенций через коммуникативную компетенцию является модель ее формирования. Изучив существующие модели, видится целесообразным пересмотреть компонентный состав модели коммуникативной компетентности с целью его уточнения и внесения новых составляющих. Помимо дискурсивно-лингвистического, интеллектуально-информационного и социально-культурологического компонентов, предлагается уделить особое внимание личностно-психологической, интеллектуально-информационной и мотивационно-рефлексивной составляющим, поскольку для достижения цели формирования коммуникативной компетентности выпускников требуется уточнить их содержательный аспект. Также в связи с динамичным развитием инфокоммуникационных технологий и их проникновением во все сферы профессиональной деятельности видится обоснованным включить коммуникативно-сетевой компонент в состав модели коммуникативной компетентности, чтобы обеспечить максимальную включенность всех ситуационных моделей общения в профессиональную деятельность. Расширение компонентного состава модели коммуникативной компетентности позволяет охватить все аспекты коммуникационного взаимодействия для достижения требуемого уровня владения выпускником коммуникативными навыками для успешной реализации своего потенциала в будущей профессиональной деятельности и карьерного роста.

Об авторе

Татьяна Сергеевна Ильина
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Россия


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210400 (110301) «Радиотехника» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/20/20111115154734.pdf (дата обращения: 09.11.2014).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 (090301) «Информатика и вычислительная техника» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/22/20111115155902.pdf (дата обращения: 09.11.2014).

3. Гутарёва Н. Ю. Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: автореферат диссертации [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-testirovanie-pri-opredelenii-urovnya-sformirovannosti-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii (дата обращения: 09.11.2014).

4. Разнова Н. В. Изучение требований рынка труда к системе профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://labourmarket.ru/pages/conf1/book2_html/21_raznova.htm (дата обращения: 25.11.2014).

5. Социологическое исследование отношения работодателей из бизнеса к выпускникам российских вузов «Выпускник для работодателя». Аналитический центр «Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media26071/analitik.doc (дата обращения: 09.11.2014).

6. Мухин Л. Н., Павленко А. В. Отношение работодателей к выпускникам вузов на примере города Томска. [Электронный ресурс]. URL:http://www.cstv.tsu.ru/res/otnoshenie.pdf (дата обращения: 09.11.2014).

7. Must-Have Health Information Technology Skills to Get Ahead in the Real World [Электронныйресурс]. URL: http://www.rasmussen.edu/degrees/health-sciences/blog/must-have-health-information-technology-skills-to-get-ahead/ (дата обращения: 09.11.2014).

8. Getting a graduate job in IT and technology: the basics [Электронный ресурс]. URL: http://targetjobs.co.uk/career-sectors/it-and-technology/286177-getting-a-graduate-job-in-it-and-technology-the-basics (дата обращения: 07.11.2014).

9. Булыгина Л. Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: автореферат диссертации [Электронный ресурс]. URL: http://mail2.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/13.00.01/4312.pdf (дата обращения: 08.11.2014).

10. Кузякина Н. А. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих авиаспециалистов в процессе обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4. - С.113-117.

11. Михайлова Е. В. Технологические основы формирования коммуникативной компетентности // Вестник Томского государственного университета - 2010. - № 340. - C. 191-194.

12. Van Ek J. A., Trim J. L. M. Waystage 1990: Council of Europe Conseil de l'Europe Text. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

13. Bagarić Vesna, Djigunović J. M.Defining communicative competence// Metodika. - 2007. -Vol. 8.- P. 94-103.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ильина Т.С. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС-3. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):124-133.

For citation: Ilyina T.S. PROBLEMS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS TRAINED AT TECHNICAL INSTITUTIONS WHEN IMPLEMENTING FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS-3. Professional education in the modern world. 2015;(1):124-133. (In Russ.)

Просмотров: 93

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)