ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Полный текст:


Аннотация

Обоснована актуальность проблемы формирования карьерной компетентности будущих специалистов. Описано понятие карьерной компетентности. Карьерная компетентность рассматривается в качестве элемента профессиональной компетентности, характеризующего ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающегося рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющего целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры. Определена структура карьерной компетентности, состоящая из аксиологического, мотивационно-деятельностного (самоэффективность, мотивация к карьере, умение решать карьерные проблемы), когнитивного (карьерное целеполагание и планирование), личностного (ответственность и адаптивность) и процессуального компонентов (тактика построения карьеры: фазы, этапы, периоды и темп). Представлен анализ технологий формирования карьерной компетентности в отечественной и зарубежной системах образования. Описан специализированный курс по формированию карьерной компетентности «Моя карьера». Теоретико-методологическую основу разработки специализированного курса «Моя карьера» составили компетентностный, личностно-деятельностный, аксиологический и субъект-субъектный подходы в обучении. Специализированный курс «Моя карьера» представляет собой блочно-модульную систему интерактивных занятий, проводимых в тренинговой форме посредством активного вовлечения студентов в деятельность, содействующую развитию карьерных ориентаций, самоэффективности, постановке целей, развитию мотивации к карьере, умению преодолевать карьерные препятствия, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, развитию тактического и стратегического планирования карьеры с учетом изменений ее темпа в социально-экономической среде. В основе содержания специализированного курса лежат три модуля, отвечающие этапам формирования карьерной компетентности: ориентирующий, приобщающий, закрепляющий. Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе проведения эксперимента, доказал эффективность психолого-педагогического тренинга «Моя карьера», построенного на основе интеграции мотивационно-деятельностного, когнитивного, аксиологического, личностного и процессуального компонентов формирования карьерной компетентности будущих специалистов.

Об авторах

Наталья Борисовна Лисовская
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена
Россия


Екатерина Андреевна Трощинина
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Betz N. E., Taylor K.M. Manual for the career decision self-efficacy scale and CDMSE. Short Form, 2001.

2. Hackett G. Career self-efficacy measurement: reactions to Osipow // Journal of Counseling & Development. - 1991.-No. 70. -P. 330-331.

3. Hackett G., Betz N. E. A self-efficacy approach to the career development of women Journal of Vocational Behavior.- 1981.-No. 8.-P. 326-336.

4. Hackett G., Betz N. E., Doty M. S. The Development of a Taxonomy of Career Competencies for Professional Women. SexRoles. -1985.-No. 12(3/4). P. 393-409.

5. Могилевкин Е. А. Современные технологии оценки карьерных компетенций // Справочник по управлению персоналом. - 2006. - № 4.

6. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. - СПб.: Речь, 2007.

7. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: дисс. … канд. психол. наук. - Владивосток, 2009.

8. Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна // Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. - СПб.: Речь, 2002. - С. 207-212.

9. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. - СПб.: Речь, 2007.

10. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: автореф. … 19.00.03. - Владивосток, 2009.

11. Могилевкин Е. А, Щербина М. В., Кленина А. Н., Бажин А. С. Карьера молодого специалиста: теория и практика управления (учебно-практическое пособие). - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.

12. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Профессиональное образование в современном мире. 2015;(1):98-109.

For citation: Lisovskaya N.B., Troshchinina E.A. PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF CAREER COMPETENCE BUILDINGOF PROSPECTIVE SPECIALISTS. Professional education in the modern world. 2015;(1):98-109. (In Russ.)

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)