Развитие рефлексии учебной деятельности слабослышащих студентов в условиях инклюзивной образовательной среды


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-21

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье приведены результаты исследования учебной рефлексии у студентов с нарушением слуха, обучающихся по программам среднего профессионального образования, в процессе аудиторных занятий и во внеучебной деятельности. Для этого контингента обучающихся профессиональное образование является одним из важнейших факторов социальной адаптации и профессиональной реабилитации, обеспечивая возможность полноценной самодостаточной жизни. Однако в силу объективных причин такие студенты испытывают значительные трудности в процессе профессиональной подготовки.
Поставка задачи. Возникает необходимость в создании комплексной системы педагогической работы по развитию рефлексивного компонента учебной деятельности у этой категории граждан.
Методика и методология исследования. В статье аргументированно доказывается, что организация педагогической работы по развитию учебной рефлексии, способности оценивать и контролировать свою учебную и учебно-профессиональную деятельность может не только повысить эффективность образовательного процесса, но и будет способствовать профессиональному самоопределению студентов с нарушениями слуха. В статье описана система диагностических методик, которая позволяет выявить актуальный уровень учебной рефлексии у студентов; представлена система педагогической работы, которая включает направления, приемы, методы и формы по развитию рефлексивного компонента учебной деятельности у студентов с нарушением слуха.
Результаты. Диагностическое исследование показало, что у большей половины обучающихся низкий уровень развития рефлексии учебной деятельности. Определены условия, необходимые для эффективной организации педагогической работы по развитию рефлексии учебной деятельности.
Выводы. Выявлено, что их развитию способствует погружение студентов в учебную деятельность, которая является личностно значимой для них. В свою очередь, сформированные навыки учебной рефлексии облегчают процесс обучения и профессионального самоопределения обучающихся.


Об авторах

Е. В. Траулько
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Траулько Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе

630 073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20



Т. В. Буравлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Буравлева Татьяна Владимировна – магистрант 2 курса, направления подготовки «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи»

630 126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28



Список литературы

1. Романенкова Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3. С. 25–30.

2. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. 3-е изд. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 416 с.

3. Лизунова Л. Р. Основы учебной деятельности: курс лекций с практикумом. Пермь: Перм гос. гуманитар.-пед. ун-т, 2015. 86 с.

4. Траулько Е. В. Развитие готовности к профессиональному самоопределению студентов с нарушениями слуха // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4120–4129.

5. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов: [коллективная моногр.] / под общ. ред. Г. С. Птушкина. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. 295 с.

6. Сапрыкина Л. П. Особенности организации и проведения занятий со студентами, имеющими нарушения слуха. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 51 с.

7. Садыкова А. Р. Рефлексивное мышление как стратегия познавательной деятельности // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 280–281.

8. Матвиенко Ю. А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 744–748.

9. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ. Москва: Academia, 2002. 221 с.

10. Anderson J. Reflection // ELT Journal. 2020. Vol. 74, iss. 4. P. 480–483. DOI: https://doi.org/10.1093/elt/ccaa039.

11. Краткий словарь современной педагогики / под. ред. Л. Н. Юмсуновой. Изд. 2-е, перераб. и доп. УланУдэ: Изд-во Бурят. госуниверситета. 2001. 100 с.

12. Белозерцева Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 22 с.

13. Рябышева Е. Н. Феномен рефлексии: механизм развития личности // Территория науки. 2013. № 6. С. 207–211.

14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика, 1986. 240 с.

15. Бережнова О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 21 с.

16. Цилицкий В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 913–917.

17. Карпов А. А. Основные тенденции развития современного метакогнитивизма: метод. указания. Ярославль: ЯрГУ, 2015. 72 с.

18. Калашникова О. В. Развитие педагогической рефлексии: практ. рук. для студентов и начинающих учителей. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 40 с.

19. Мальцева О. А. Конфликтологическая компетентность педагога (с практикумом). Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2015. 255 с.

20. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 304 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Траулько Е.В., Буравлева Т.В. Развитие рефлексии учебной деятельности слабослышащих студентов в условиях инклюзивной образовательной среды. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):592–602. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-21

For citation: Traulko E.V., Buravleva T.V. Development of reflection on the learning activities of hearing-impaired students in inclusive educational environment. Professional education in the modern world. 2022;12(3):592–602. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-21

Просмотров: 101

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)